Главная Модернизация образования Экспериментальная деятельность МБОУ СОШ №2: продолжение традиций и поиск новых методов

Экспериментальная деятельность МБОУ СОШ №2: продолжение традиций и поиск новых методов

E-mail Печать PDF

Школа является отражением всех изменений, происходящих в обществе. Главная цель современного образования состоит в том, чтобы средствами учебного предмета воспитывать у молодого поколения готовность жить и действовать в быстро меняющемся обществе, стремиться к творческому подходу в любом виде деятельности. 
Сегодня школа находится в поиске оптимальных методов, приёмов, способов достижения основной цели государственной образовательной политики. Способствует этому экспериментальная деятельность. Специфика экспериментальной работы как раз и предполагает поиск новых подходов к учебно-воспитательному процессу, обеспечивает развитие творческого потенциала педагогов и обучающихся.
Вторая школа города Задонска всегда участвовала в новаторских экспериментах. В школе работали учителя, внесшие свой вклад в копилку Липецкого опыта. Постоянно шла апробация новых методик, программ, учебников и технологий обучения. В современной школьной жизни продолжается экспериментальная деятельность. С мая 2012 года наша школа получила статус муниципальной экспериментальной площадки по проблемам: «Школа бизнеса», «Информатизация. Оптимизация процесса обучения. Дневник.ru».
Что же подтолкнуло нас к работе именно по этим проблемам?
Для современного человека очень важно профессиональное самоопределение. Ведь, как считают психологи, «неправильно выбранная профессия – причина неудач в личной жизни и карьере». Ощущение того, что жизнь прошла стороной – всё это бывает, если человек выбрал профессию не по душе, а случайно или под давлением кого-либо. Поэтому необходимо раннее профессиональное развитие личности: к восемнадцати годам профессиональные интересы должны быть сформированы. Следовательно, развивать их нужно, пока ребенок учится в школе, а не после того, как он получит профессию и поймёт, что она ему не нравится. Также условия жизни современного человека таковы, что приходится зачастую менять род деятельности или, оставаясь преданным одной профессии, очень быстро перестраиваться в соответствии с новыми требованиями. В связи с этим каждому человеку сегодня важно владеть азами предпринимательства. Это и привело нас к ведению экспериментальной деятельности по проблеме «Школа бизнеса». Актуальность этой работы ещё обусловлена тем, что наш город является центром туристско-рекреационной зоны «Задонщина». Наличие кадров — необходимое условие для существования этой зоны, а их воспитание начинается в школе.
Проект «Школа бизнеса» появился не на пустом месте, к моменту его создания был накоплен большой опыт. В школе в течение нескольких лет работали профили: социально-экономический, социально-гуманитарный, технологии, предпринимательства и туризма. Обучающиеся готовили бизнес-планы под руководством учителя экономики Козьяковой С. Л., участвовали в конференциях различного уровня, на которых представляли свои работы. Большинство бизнес-планов получило высокую оценку. Но награды в этой работе не самое главное. Важно то, что ребята получили хороший опыт проектирования своих идей, профессиональной деятельности, а также возможность сделать первые шаги в предпринимательстве, которое, как известно, требует большой смелости.
Сегодня «Школа бизнеса» продолжает свою деятельность в рамках эксперимента. Работают по этому направлению учителя-экспериментаторы: Козьякова С.Л, Кучина Е.В., Логвинов А.В..
Учитель обществознания Козьякова С.Л. ведёт элективный курс в 9-х классах «Основы предпринимательской деятельности». На занятиях ученики знакомятся с условиями, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности, учатся составлять бизнес-планы. Лучшие из них будут представлены на конференции факультета культурного сервиса и туризма в ЕГУ имени И.А. Бунина, проводимой ежегодно в феврале-марте.
Учитель технологии Логвинов А.В. руководит работой кружка для обучающихся 6-7 классов «Сувенирный промысел». Учитель технологии Кучина Е.В. ведёт для девочек 5-х классов кружок «Чудеса из ткани», а для восьмиклассниц - кружок «Мастерица». Под руководством опытных педагогов дети с раннего возраста учатся создавать что-то своими руками. Главная цель работы кружков - поиск моделей сувениров, которые станут брендом туристско-рекреационной зоны «Задонщина».
Другие учителя нашей школы также способствуют профессиональному самоопределению обучающихся: проводят классные часы, на которые приглашают представителей разных профессий, готовят со своими учениками исследовательские работы. Например, обучающийся 6б класса Гудаев Илья (учитель Соколова Н.А.) в декабре 2012 года принял участие в XV Региональной молодёжной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее, Центральная Россия», проводимой ЛГТУ. Он защищал работу «Лозоплетение: история семейного промысла и перспективы его развития в туристско-рекреационной зоне «Задонщина» и дипломантом 2 степени в возрастной категории «Юниор». Ученик получил большой опыт общения со взрослой аудиторией, а также познакомился с Липецким техническим университетом, который готовит сегодня большое количество специалистов по разным направлениям.
Экспериментальная деятельность школы направлена на поиск путей оптимизации образования. В связи с этим продолжается работа по профильному обучению, которое также способствует расширению возможностей профессиональной подготовки обучающихся, их социализации. В школе работают профили: физико-химический (10а класс), биолого-химический (10б класс), политехнический (11а класс). Профильное обучение не только обеспечивает осознанный выбор последующей профессиональной деятельности, но и даёт возможность попробовать себя в том или ином направлении, чтобы ощутить, по душе ли выбранный путь.
В рамках оптимизации образовательного процесса наши учителя начали работу по освоению технологий дистанционного обучения. Для реализации этого проекта школа приобрела 60 ноутбуков, была подключена к оптоволоконному Интернету. Почти все учителя эффективно применяют демонстрационное, тестирующее программное обеспечение, овладевают возможностями использования интерактивной доски на уроках. Ученики и в школе, и дома широко используют Интернет для подготовки к урокам и экзаменам.
Обучающиеся 5-11 классов, их родители прошли регистрацию в школьной образовательной сети «Дневник.ru» и активно пользуются ресурсами этой системы. Конечно, работа с электронными журналами увеличила нагрузку на учителей, но очевидны преимущества: контроль успеваемости в любом месте и в любой час. Интенсивность работы в дневнике растёт, родители проявляют неподдельный интерес к этой сети.
Учителя Аксёнова Е.И., Гришина И.В., Дурнева Л.А., Козьякова С.Л., Пажетных Т.Л, Соколова Н.А. используют возможности «Дневника.ru» для реализации эксперимента по дистанционному обучению.
Несомненно, эксперименты в образовании – вещь сложная. Их результаты видны не сразу. Требуется много времени, чтобы понять, для чего эксперимент может пригодиться. А время не стоит на месте – с каждым днём меняются условия, задачи. Хочется, чтобы наши экспериментальные поиски не оказались тщетными, привели к результатам, полезным для всех.