Главная Программа развития образования Подпрограмма «Развитие системы образования Задонского муниципального района на 2014-2020 годы» (в ред. постановления от 24.02.2014 №154)

Подпрограмма «Развитие системы образования Задонского муниципального района на 2014-2020 годы» (в ред. постановления от 24.02.2014 №154)

E-mail Печать PDF


Подпрограмма

 «Развитие системы образования Задонского муниципального района на 2014-2020 годы»

 

I. Паспорт

Ответственный исполнитель

отдел образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области

Программно-целевые инструменты Подпрограммы

 не предусмотрены

Задачи Подпрограммы

1. Развитие системы дошкольного образования Задонского муниципального района;

2. Развитие системы общего образования Задонского муниципального района;

3. Развитие системы дополнительного образования, организация отдыха и оздоровление детей в каникулярное время.

Показатели задач Подпрограммы

1. Доля детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования;

2. Доля учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности учащихся;

3. Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (в т.ч. учащиеся, посещающие школьные кружки и секции), в общей численности детей и молодёжи 5-18 лет;

4. Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных отдыхом и оздоровлением, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории района.

Сроки реализации Подпрограммы

2014-2020 годы

 

Объемы финансирования за счет средств бюджета  муниципального района всего, в том числе по годам реализации Подпрограммы

 

Прогнозируемый объем финансирования составит – 

2026761,2 тыс.руб., в том числе по годам реализации:

      2014 г. – 289321,5 тыс. руб.,

      2015 г. – 273958,72 тыс. руб.,

      2016 г. – 285858,3  тыс. руб.,

      2017 г. – 294393,5 тыс. руб.,

      2018 г. –  294426,7 тыс. руб.,

      2019 г. –  294409,0 тыс. руб.,

 2020 г. –  294393,5  тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы

       Увеличение доли детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность  получать  услуги дошкольного образования до 100 %;        

Увеличение доли учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности учащихся до 90 %;

Увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (в т.ч. учащиеся, посещающие школьные кружки и секции), в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет до 89,5 %;

        Увеличение доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением, до 80%.      

 

II. Описательная часть.

1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков ее развития

 

В Задонском муниципальном районе в настоящее время действуют:

16 дошкольных образовательных учреждений;

7 общеобразовательных учреждений с 4 дошкольными группами;

3 учреждения дополнительного образования.

Численность учащихся и воспитанников составляет:

в дошкольных организациях – 866 воспитанников;

в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 2758 учащихся и 77 воспитанников;

в учреждениях дополнительного образования детей - 1611 человек.

Численность педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования детей составляет:

воспитателей в дошкольных учреждениях - 85 человек;

педагогических работников в общеобразовательных учреждениях - 304 человека;

педагогов в учреждениях дополнительного образования - 21 человек.

За период реализации районных муниципальных программ «Развитие дошкольного образования Задонского муниципального района на 2011-2015 годы», «Развитие образования Задонского муниципального района (2010-2014 гг.)», «Совершенствование организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Задонского муниципального района Липецкой области на 2012-2014 годы» удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на качественные изменения в отрасли.

Однако результаты анализа современного состояния образования Задонского района  свидетельствуют о том, что образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

На текущий момент в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:

1) учитывая тенденции роста рождаемости, сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;

2) необходимость обновления содержания и технологии образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты;

Вопросы перехода на новые стандарты образования и одновременное повышение качества образовательного процесса требуют выполнения:

материально-технических условий реализации основной образовательной программы учреждения, организации внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня (с привлечением учреждений дополнительного образования), отдыха и питания учащихся;

требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы учреждения (100-процентное повышение квалификации всех учителей, приступающих к реализации новых образовательных стандартов);

3) необходимость повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования;

4) стимулирование притока молодых кадров;

5) необходимость развития системы целенаправленной работы с одаренными детьми;

6) низкий уровень вовлеченности детей в дополнительное образование;

7) ухудшение здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений.

Проводимые в рамках Подпрограммы  мероприятия обеспечат условия для инновационного социально ориентированного развития муниципального образования.

Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:

- финансово – экономические риски, связанные с сокращением в ходе реализации Подпрограммы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в Подпрограмму, пересмотра значений целевых индикаторов и показателей, и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий. Сокращение финансирования Подпрограммы негативным образом скажется на показателях Подпрограммы  и решения конкретных задач;

            - социальные риски, связанные с демографической ситуацией, с недостаточным уровнем сформированности социальных компетенций и гражданских установок учащихся, рост числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой среде.

 

2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, описание показателей задач Подпрограммы

 

Основным направлением муниципальной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации Подпрограммы является создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования всех слоев населения района вне зависимости от места жительства и доходов.

В рамках Подпрограммы необходимо решить следующие задачи:

            1. Развитие системы дошкольного образования Задонского муниципального района;

2. Развитие системы общего образования Задонского муниципального района;

3. Развитие системы дополнительного образования, организация отдыха и оздоровление детей в каникулярное время.

Подпрограмма  включает в себя мероприятия, направленные на повышение социального статуса и общественного престижа работников системы образования, неразрывно связана с комплексом мероприятий, нацеленных на поддержку лучших учителей, стимулирование притока в школы молодых кадров, на работу с одаренными детьми, улучшение здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений, на  обеспечение равного доступа к качественному образованию, начиная с дошкольного возраста.

 Показателями задач Подпрограммы являются:

1. Доля детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования.

    Показатель характеризует возможность получения детьми услуг дошкольного образования в отчетном году в районе и позволяет оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на снижение очередности в детских садах.

Данный показатель определяется как отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования в отчетном году, к общей численности детей 3 - 7 лет, проживающих в районе в отчетном году.

            Источники исходных данных – ведомственная отчетность, данные региональной  статистической отчетности.

2. Доля учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности учащихся.

Показатель характеризует возможность учащихся  обучаться по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

    Данный показатель определяется как отношение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования в отчетном году, к общей численности учащихся в общеобразовательных учреждениях района в отчетном году.

           Источники исходных данных – ведомственная отчетность.

3. Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (в т.ч. учащиеся, посещающие школьные кружки и секции), в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет.

Показатель характеризует возможность получения детьми услуг по дополнительному образованию в государственных образовательных учреждениях.

Данный показатель определяется как отношение численности детей, получающих услуги по дополнительному образованию, к общей численности детей от 5 до 18 лет.

            Источники исходных данных – ведомственная отчетность, данные региональной  статистической отчетности.

4. Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных отдыхом и оздоровлением, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно).

     Показатель характеризует возможность обеспечения детей отдыхом и оздоровлением в пришкольных и палаточных лагерях в отчетном году в районе и позволяет оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей.

Данный показатель определяется как отношение численности детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных отдыхом и оздоровлением, к общему количеству детей школьного возраста до 15 лет (включительно).

Источники исходных данных – ведомственная отчетность.

В рамках Подпрограммы будут обеспечены следующие результаты:

1. Увеличение доли детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность  получать  услуги дошкольного образования до 100 %;

2. Увеличение доли учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности учащихся до 90 %;

3. Увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (в т.ч. учащиеся, посещающие школьные кружки и секции), в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет до 89,5 %;

4. Увеличение доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением до 80%.

 

3. Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Срок реализации Подпрограммы охватывает период 2014 – 2020 годов без выделения этапов.

 

4. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы «Развитие системы образования Задонского муниципального района» с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий

 

Подпрограмма 1 «Развитие системы образования Задонского муниципального района»  содержит 15 основных мероприятий, направленных на обеспечение реализации муниципальных заданий муниципальными образовательными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

Основные мероприятия, направленные на развитие дошкольного образования, предполагают увеличение доли детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, повышение престижа педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.    

Для  решения задачи увеличения  охвата  услугами  дошкольного образования предполагается проведение следующих основных мероприятий:

1. Мероприятия, обеспечивающие рост предоставления дошкольных образовательных услуг;

2. Мероприятия, направленные на возмещение затрат физическим лицам, занимающимся воспитанием детей на дому;

3. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

4. Содействие формированию позитивного образа воспитателя и престижа педагогической профессии посредством профессионального развития педагогического корпуса (проведение районных публичных конкурсов профессионального мастерства «Воспитатель года», участие в областных, всероссийских конкурсах, повышение квалификации и (или) переподготовка педагогических кадров и руководителей муниципальных дошкольных организаций).

Реализация данных мероприятий направлена на достижение показателя: доля детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования.

В ходе реализации основных мероприятий, направленных на развитие дошкольного образования, будут достигнуты следующие результаты:

1. Увеличение доли детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность  получать  услуги дошкольного образования до 100 %.

Основные мероприятия, направленные на развитие общего образования, должны обеспечить доступность и высокое качество образовательных услуг общего образования, единое образовательное пространство, осуществить формирование и финансовое обеспечение муниципальных заданий на реализацию основных образовательных программ общего образования с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг.

Для решения задачи повышения качества и конкурентоспособности образования, соответствия содержания общего образования целям опережающего развития предусматривает внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования, среднего общего образования. Ключевой составляющей федеральных государственных образовательных стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования. Достижение этих новых результатов потребует создание материально-технических условий, существенных изменений в деятельности педагогов.

Модернизация общеобразовательных учреждений в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества учащихся), модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности доступа к ресурсам сети Интернет, оплата Интернет-трафика и приобретение электронных образовательных ресурсов), приобретение автотранспорта для подвоза детей в образовательные учреждения будут осуществляться в рамках мероприятия:

1. Модернизация учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для создания образовательной среды, способствующей социализации, формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни учащихся и воспитанников предполагается оснащение общеобразовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем, оснащение общеобразовательных учреждений оборудованием для школьных столовых, оснащение школьных столовых инвентарем, посудой, мебелью, организация горячего питания учащихся образовательных учреждений.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов очень важным направлением работы является совершенствование системы выявления и развития одаренных детей. Для этого ежегодно проводятся предметные олимпиады по 20 дисциплинам (образовательное учреждение, район, город, область), подготовка и организация участия района в реализации программы «Шаг в будущее». Это приоритетные формы работы с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.).

Повышение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, проведение ежегодных августовских педагогических конференций, районных праздников «День учителя», организация проведения публичных конкурсов, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников и руководителей муниципальных образовательных учреждений способствуют формированию позитивного образа учителя и престижа педагогической профессии.

На современном этапе в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации педагогических и руководящих работников  образовательных организаций в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.  Непрерывное повышение квалификации предоставляет  возможность формирования  высококвалифицированного кадрового состава образовательных организаций, что ведет к повышению качества предоставляемых образовательных услуг и результатов освоения программ всех ступеней  образования в соответствии с ФГОС.

Решение задачи повышения мотивации непрерывного профессионального развития, стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками будет обеспечиваться посредством участия педагогов в профессиональных конкурсах таких как "Учитель года", "Педагогический дебют", "Воспитатель года" и других.

Основные мероприятия, направленные на развитие общего образования, направлены на достижение результатов:

1. Увеличение доли учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности учащихся до 90 %.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» программа предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение доступности услуг в сфере дополнительного образования и выполнения, с целью увеличения числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. В рамках данного мероприятия будет обеспечено сетевое взаимодействие между учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными учреждениями.

Реализация мероприятий направлена на достижение показателей Подпрограммы:

1. Доля детей, охваченных программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодёжи от 5 до 18 лет.

2. Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных отдыхом и оздоровлением, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории района.

Основные мероприятия, направленные на развитие общего образования, направлены на достижение результатов:

1. Увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (в т.ч. учащиеся, посещающие школьные кружки и секции), в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет до 89,5 %;

2. Увеличение доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением до 80%.

 

5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы

 

                Прогнозируемый   объем   финансирования  Подпрограммы за счет средств бюджета  муниципального района составит – 392991,9 тыс.руб., и за счет средств областного бюджета составит - 1 633 769,3  тыс.руб.